понедельник, 06 октября 2008
Шива ("милостивый" - санскр.), входя в состав тримутри наравне с Вишну, противостоит последнему в качестве бога-разрушителя. Стоя у врат бездны, он впускает в мир хаос и смерть, но в то же время олицетворяет эрос — энергию жизни. Внутренняя противоречивость Шивы трактуется как функциональная полнота, соответствующая его статусу верховного бога.
Исторические предшественники Шивы — безымянный дравидский бог-буйвол, опекающий зверей и связанный с ритуальными оргиями, а также колоритное индо-арий-ское божество Рудра. Превращение Рудры в Шиву происходило постепенно. В ранних текстах имя Шивы упоминается как эпитет Рудры, позднее Рудра становится эпитетом Шивы.
читать дальшеВключившись в индуистский пантеон (примерно во II веке до н. э.), Шива интегрировал в себя характеристики дравидского оплодотворителя и ведийского «мужеубийцы», а также отдельные черты других арийских и доарийских божеств. Он «стоит и у гроба, и у колыбели», дарит и отнимает жизнь. Это бог гнева, орудие уничтожения, но также и бог плодородия, опекающий растения и животных.
Наиболее распространенный символ Шивы — линга (фаллос). Предание сообщает, что именно мужские достоинства Шивы заставили богов признать его превосходство. Пылающий фаллос Шивы предстал перед Брахмой и Вишну в самый разгар их дискуссии о том, кто из них «главнее» (кого считать творцом). Пытаясь найти начало и конец необозримого линги, Вишну, обернувшись кабаном, спустился под землю, а Брахма в виде гуся взлетел в небо. Однако «найти концов» не удалось. Боги были крайне смущены и с готовностью признали победу сильнейшего.
Согласно другому мифу, Шива покорил сердца аскетов и богов своим завораживающим экстатическим танцем. Вначале 10 тысяч недружелюбных к Шиве аскетов наслали на него тигра, антилопу и змею. Бог содрал с тигра шкуру и обернулся ею как накидкой, после чего надел змею как ожерелье, а шею антилопы навечно зажал 6 своей руке. Демонстрация бесстрашия и силы в сочетании с колдовским воздействием танца заставили аскетов дрогнуть. Они отступили и вместе с богами признали над собой власть Шивы.
Танец Шивы — тандава — проявление космической энергии, регулирующей мировой порядок. По мнению шиваитов, нет большего наслаждения, чем видеть танцующего бога. Чтобы быть допущенным к мистерии Шивы-Натараджи (царя танцев), тысячеголовый змей Ананта отважился, «рискуя головой», совершить весьма предосудительный поступок — покинул Вишну.
«Личные качества» Натараджи и сфера его полномочий определяют характер шиваистского культа, включающего оргиастические и эротические элементы — возбуждающие танцы и музыку, а также бесхитростную фаллическую иконографию. Лингу Шивы изображают в виде каменной колонны, водруженной на йони (женский символ). Поскольку эротическая сфера целиком подконтрольна Шиве, его часто представляют двуполым существом — Ардханаришварой. Йонилингам, двойной символ, — традиционный объект поклонения миллионов индусов, особенно женщин, желающих обзавестись потомством.
Тандава Шивы — это танец «у бездны на краю». Свою разрушительную мощь бог раскрывает в конце каждой кальпы, испепеляя Вселенную дотла. Мировая драма есть не что иное, как вечный танец Шивы, в ходе которого возникают и гибнут миры, космос сменяется хаосом, хаос — космосом… — и так до бесконечности.
Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Темный цвет кожи указывает на дравидские корни божества, а ее синева объясняется тем, что Шива напоен ядом. Его третий глаз, расположенный посреди лба (не горизонтально, а вертикально) излучает сверхъестественный огонь, который сжигает все на своем пути. Идея небытия, связанная с Шивой, пластически выражена в образах его свиты и в окружающих его эмблемах смерти. Бог обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. В своих четырех руках он держит барабан в форме песочных часов (знак времени — главного убийцы), дубинку с черепом у основания (кхатван-гу), антилопу, схваченную за горло, и т. д. Его сопровождают злые духи и оборотни — обитатели кладбищ и пожиратели человеческого мяса. Хозяин бездны порождает страшных чудовищ-убийц, таких как Бхайра-ва — отвратительный монстр с гигантскими клыками, опоясанный черепами и змеями.
Третья ипостась Шивы — йог и наставник йогов. Его изображают погруженным в состояние глубокой медитации или в виде отшельника в набедренной повязке, с чашей для сбора подаяний. За миллиарды лет аскетизма и медитации бог накапливает огромную энергию, необходимую для акта финального уничтожения мира.
Постоянный спутник Шивы — бык Нандин. Символ бога смерти — змея (кобра по преимуществу).
Змея — древний и многозначный символ, выросший из тотемизма и культа плодородия. Ползая по земле и прижимаясь к ней всем телом, она непосредственно связана с материнскими «почвенными» началами жизни. В ней можно увидеть сходство с пуповиной (указание на роль женщины в продолжении рода). С другой стороны, змея — выразительный мужской символ (индусы иногда называют ее «мужем всех женщин»): она распрямляется перед броском, проникает в тело жертвы и впускает в него яд.
Другой ряд значений змеи связан с жизнью и смертью. Рептилия носит смерть в своей голове и готова нанести удар в любой момент, и в то же время она периодически меняет кожу, что напоминает о вечном обновлении бытия (в средневековом христианском искусстве встречаются изображения прибитой к кресту змеи, знаменующие воскресение и победу духа над плотью). Свернувшаяся в кольцо змея олицетворяет круговорот явлений и цикличность жизни.
Этот образ говорит о мудрости и слепой страсти, об ужасе смерти и торжестве жизни. Таким образом, сложная репутация Шивы нашла в змее свое совершенное воплощение.
Змея — сквозной символ индуизма. Древний герметический символ тантризма — две змеи, обвившиеся вокруг столба. В йогических практиках змея символизирует психическую энергию. Змееподобный клубок энергий (кунда-лини) дремлет в основании позвоночника, где расположена чакра Муландхара, ответственная за репродуктивную сферу и сверхъестественные возможности (сиддхи). Активизацию кундалини и пробуждение магической силы сравнивают с поведением змеи перед атакой.
Шиваизм, культ Шивы, распространен преимущественно на дравидском юге Индии. С точки зрения шиваитов, именно этот бог единолично возглавляет индуистский пантеон и тождествен Брахману.
Супруга Шивы Деви имеет двойственную природу. В своей благой ипостаси она известна под именами Пар-вати, Ума, Гаури и др., в разрушительной — как Avpra, Кали, Чанди и др.
Если можно представить себе нечто более устрашающее и мрачное, чем Шива, то это, безусловно, свирепая ипостась Деви Кали («черная»), восходящая к древнейшим истокам и связанная с ритуалом жертвоприношения человека. Богиня смерти одета в шкуру пантеры и сидит на ложе из змей, ее шея «украшена» ожерельем из черепов. В двух из своих четырех рук она держит отрубленные головы, в двух других — меч и жертвенный нож. Изо рта Кали свисает язык, окрашенный кровью ее жертв. В конце кальпы Кали погружает мир во тьму, способствуя наступлению хаоса. Главный храм этой богини — Калиг-хата — находится в Бенгалии (отсюда название бенгальской столицы — Калькутта).
Парвати, дочь «царя гор» Химавата, — светлое женское божество, олицетворяющее жертвенную любовь и супружескую верность. Чтобы завоевать сердце Шивы, Парвати поселилась рядом со своим избранником на горе Кайласе, где Шива предавался суровой аскезе. Боги были на стороне Парвати и поручили Каме возбудить в отшельнике страсть, однако тот отверг красавицу, а Каму сжег огнем своего третьего глаза. Тогда Парвати тоже предалась аскезе. Видимо, для Шивы это было «последней каплей», потому что он пришел к Парвати в образе юного брахмана и стал испытывать ее любовь, пороча самого себя. Покоренный красотой и преданностью богини, Шива в конце концов женился на ней. От этого брака родились Сканда, победитель демона Тараки, и слоноподобный бог Ганеша.
Ганеша — мирный и благожелательный бог, весьма популярный у индусов. Его помощь бывает особенно полезна в предпринимательской деятельности, поскольку Ганеша помогает принимать правильные решения и приносит успех.
Отсюда: religiya.com.ua/?p=178 еще фотки статуи Шивы

а у меня щас такое))
ну у него правда красивая улыбка)
я поел чаю с коньяком))
все, буду сидеть в аське- не хочу твой дайр флудить)
Да флуди, жалко чтоли) нафига он еще нужен)
я не хочу в аську....у меня наверное приступ чего то. правда незнаю чего. Отжлхнут надо))
я терь на работе с такой же буду сидеть. если что спросят...я в ниииирвааанеее=)